Сегодня не будет четких ответов, сегодня мы хотим поделиться своим экспертным и обывательским мнением. У каждого из нас есть семья, родственники, друзья, поэтому вопросы «Отдать Машу/Славу к вам? А ему/ей зарубежная школа точно поможет при зачислении в университет другой страны?» поступают регулярно.

И действительно, мы задумались, кому нужно среднее образование за рубежом и в каком случае, а когда без этого можно обойтись. Результатами нашей дискуссии мы и хотим поделиться.

Люблю взвешивать разные стороны вопроса.

  • С одной стороны, большое отличие зарубежных вузов от отечественных в том, что они не требуют аттестата при поступлении, а смотрят на достижения ребенка, мотивационное письмо, успеваемость, пытаются понять чем вуз сможет быть полезным для него и наоборот.

    С другой стороны, вузы США и Европы являются «магнитом», который притягивает людей со всего мира и у нас такого нет. Чем больше людей — тем больше конкуренция. И наличие зарубежного среднее образование может иметь некоторый вес, как показатель заинтересованности и целеустремленности. Например, статистика новозеландской школы Crimson, в которой учатся студенты со всего мира, показывает, что у их студентов в 2-4 раза больше шансов поступить в топ-20 лучших университетов США.
  • Так как аттестат не обязателен, то многие родители пропускали и пропускают этап среднего зарубежного образования, ведь отправлять ребенка до 18 лет учиться за рубеж элементарно страшно и дорого (в среднем 50 000$).

    Но карантин будто открыл совершенно новый формат обучения за рубежом — онлайн, и сделал среднее зарубежное образование более целесообразным: в родных стенах (посмотрите историю нашей ученицы Алисы), с возможность параллельного обучения в родной школе, объективно дешевле (от 6 000$/год на фуллтайм, стоимость всей программы двойного диплома — от 8500$ и при этом без больших компромиссов).
  • С одной стороны, отечественная система образования предполагает прохождение большого количества дисциплин по верхам, чтобы дать ребенку широкую базу знаний.

    С другой стороны, зарубежная системы образования и ее иная стратегия — позволить ребенку выбрать то, что ему ближе и полностью сфокусироваться на данном направлении. А если со временем ребенок поймет, что он все же выбрал не то, то помочь скорректировать курс.

И я убежден в том, что второй путь в перспективе выигрышнее, так как позволяет человеку с большей вероятностью самоопределиться в подростковом возрасте.

Я считаю, что средняя школа дает большие преимущества не столько для поступления, сколько для успешности в дальнейшем обучении. В первый год университета у многих студентов огромный стресс, они в новой среде, все новое, другой подход к обучению. Дети не приучены именно к подходу, у нас принято зазубрить, там — рассуждать, аргументировать свою точку зрения. Это если мы говорим о поступлении в обычные вузы. А если речь о самых топовых университетах, вроде Лиги Плюща — то школа точно нужна. Ребята в последних классах целенаправленно готовятся к поступлению в конкретные вузы.

Школы за рубежом предлагают ученикам делать проекты, участвовать в благотворительности и спортивных состязаниях на высоком уровне. Одним словом, дают все, что хочет увидеть рейтинговый вуз в портфолио абитуриента, в наших школах такого нет.

Как человек, который сам стремится к поступлению в зарубежный вуз, хочу сказать, что получение среднего зарубежного — необязательное условие, но приятное дополнение. Зарубежная школа позволяет не только улучшить английский язык, но и адаптироваться к учебе на английском.

Вспомните, как долго и упорно ваш ребенок учил, например, химию. Да, он может знать ее на отлично, но лишь на русском. Он может писать уравнения и решать простые задачки на английском, но вышка — это не про элементарные задания, а про освоение сложнейшего материала. Если ребенок не будет знать основы на английском и не сможет объяснить ход своих мыслей научным языком, он может растеряться. Безусловно, если ребенок готов очень много трудиться, он сможет выучить все это и при обучении в вузе, но стоит ли подвергать его такому стрессу?

Когда ребенок едет в зарубежную школу в Великобританию или США, то преимущества понятны. Хотя, впрочем, недостатки у такого варианта тоже есть. И стоимость, как отметил Никита, очень важный стоппер.

Но дистанционное среднее образование — многие родители опасаются, что это просто отсиживание времени у компьютера, а не полноценная подготовка к поступлению в вуз за рубежом. Здесь, наверное, все зависит от мотивации. Если она присутствует у ученика, а не только у его родителей, то польза определенно будет. Это и возможность привыкнуть к новому формату учебы, и адаптация к незнакомой среде, и качественная работа над английским. Но самый большой плюс, как мне кажется, — это возможность взять предметы, которых нет в российской школе.

Например, я в 11 классе ходила в Школу юного журналиста, чтобы погрузиться в предмет перед поступление и попробовать себя в этом направлении, но намного проще, когда журналистику как дисциплину можно взять в рамках школьной программы. А в зарубежных школах можно! И не только ее, еще предпринимательство, роботостроение, биотехнологии и другие предметы, которые у нас преподаются только на уровне вузов или дополнительных секциях!

Для будущих абитуриентов диплом средней зарубежной школы даёт несколько преимуществ. Во-первых, ребёнок может поступить в вуз-партнер без экзаменов. Главное, чтобы не было троек. Во-вторых, в учебных заведениях за границей отличаются критерии отбора кандидатов. Достижения ребёнка, а не только оценки, высоко оцениваются и влияют на благосклонность приемной комиссии. А двойной диплом — это преимущество.

И, наконец, в школах большой выбор элективных предметов, которые школьник может выбрать. Это дает возможность попробовать новые дисциплины. Они изучаются не только в теории, но и на практике. В конце семестра ребенок защищает свой проект, и в дальнейшем может его презентовать при поступлении в университет. Таким образом, он показывает заинтересованность в выбранной специальности, обосновывает, почему именно он должен получить стипендию.

Вузы хотят видеть среди своих студентов высокомотивированных учеников, и опыт обучения в зарубежной школе это демонстрирует.

Учиться в зарубежной школе стоит, как минимум, чтобы ребенок смог погрузиться в языковую среду раньше, чем переедет за границу. Представьте: в 18 лет даже если ты в совершенстве знаешь английский, подтянул знание предметов и великолепно сдал экзамены, достаточно сложно справиться с волнением перед тем, как «попасть в другой мир».

Что дает обучение в зарубежной школе? Возможность видеть зарубежных учителей (хоть и через экран), учиться понимать их привычки, юмор. Все это важно, когда ребенок вживую окажется в другой стране. Я думаю, нельзя подходить к вопросам обучения только как к процессу «выучил, набрал баллы, поступил». Это и о уверенности будущего студента с тем, чтобы справиться с жизнью в другой стране.

Возможно рассмотреть и другие варианты: индивидуальные занятия с носителем языка, но это все-таки не заменит ощущения реального присутствия в классе зарубежной школы.


Перед вами шесть точек зрения, в чем-то они пересекаются, где-то не совпадают. Но если у вас были похожие вопросы и сомнения, то надеемся, что на последних строчках они немного прояснились.

И как говорит один известный журналист: «Выводы вы делаете сами».